Мы — это то, что мы едим. Думаю, никто не станет сомневаться в справедливости этого высказывания. На самом деле те продукты, которые мы потребляем, необходимы для поддержания в норме всех функций организма, да по сути — для поддержания самой жизни в нас. Но сегодня речь пойдет не о пользе витаминов и микроэлементов в потребляемой нами пище. Мы будем говорить о безопасности потребления пищевых продуктов и о том, каким образом и кем она обеспечивается в сетевых супермаркетах и дорогих ресторанах. Особенно важно нам как родителям понимать, насколько безопасно питание наших детей в детсадах и школах. Об этом и не только — наш разговор с и. о. начальника Херсонского городского управления Главного управления Госпродпотребслужбы в области Мариной МАЛАХОВОЙ.
— Марина Анатольевна, как известно, система контроля за качеством продуктов претерпела изменения в результате проводимой реформы, о чем уже неоднократно писала наша газета. Что изменилось в вашем ведомстве?
— Если говорить упрощенно, то до 2016 года были санитарно-эпидемиологическая служба (СЭС) и служба ветеринарной медицины, которые занимались контролем качества сырья и готовой продукции. Но в то же время были задействованы и другие службы: сельхозинспекция, агрономы, профильные специалисты, образно говоря, производство и реализацию одной палки колбасы контролировали до десятка служб. Теперь эти функции переданы одной структуре — Госпродпотребслужбе. В рамках нашего управления специалисты ветеринарной медицины объединены в отдел по контролю за безопасностью пищевых продуктов и ветеринарной медицины. Второй отдел нашего управления занимается контролем за соблюдением санитарного законодательства, то есть осуществляет контроль и обеспечение санитарно-эпидемиологического состояния города.
— Нужно полагать, что специалисты этих направлений объединены в одну структуру, чтобы таким образом обеспечить реализацию идеи «З лану — до столу»?
— В определенном смысле, да. И сама реформа призвана внедрить европейские стандарты. В Европе именно так и есть: «З лану — до столу». Там все контролирующие службы призваны отследить движение продукта животного либо растительного происхождения, начиная от того, где и чем кормили корову или курицу, где и как выращивали кукурузу до момента, когда все это в виде продукта поступает на стол потребителя.
Ранее на всех предприятиях, занимающихся переработкой сельхозпродукции, государственный контроль за безопасностью продуктов питания осуществляли врачи ветеринарной медицины. Еще один немаловажный момент: контроль — это все-таки постоянный процесс. Как известно, в настоящее время с целью снятия давления на бизнес контроль убрали со всех предприятий, кроме убойных. Также объявлен мораторий на плановые проверки.
— А как же молочная продукция?
— В настоящее время на перерабатывающие заводы с молокоприемных пунктов молоко приходит уже охлажденным, то есть обработанным, следовательно, качество его идентифицируется именно там.
— То есть, когда молоко поступает на комбинат для переработки или фасовки, это качественное молоко — по умолчанию.
— Да.
— Но мы же понимаем, где есть контроль, там и порядок. Не все ведь обладают исключительной добросовестностью. А речь идет о продуктах питания. Не хотите ли вы сказать, что предприятия по обработке (производству) или реализации пищевых продуктов (супермаркеты, например) проверяются исключительно по жалобам потребителя? И мы как потребители должны думать, что нам предлагают исключительно качественные продукты.
— Именно так и происходит. Только еще с одним нюансом — разрешение на проверку предприятия мы должны получить в Кабинете Министров Украины. Скажем, приносит человек испорченный сыр или фарш. Ранее достаточно было чека и тут же написанного заявления для того, чтобы проверить ту торговую точку, где продукт реализовали, какого качества он поступил, как и где хранился. По обращениям граждан на «горячую» линию мы реагировали в течение нескольких часов. Теперь без соответствующего разрешения мы не имеем права осуществлять проверку — это будет расцениваться как превышение наших полномочий.
— Насколько оперативно Кабмин дает разрешения на проверку? Бывало ли так, что разрешения вы не получали?
— Срок рассмотрения жалобы — от месяца до двух, в среднем — полтора. Вот пример. На «горячую» линию 1 августа обратилась жительница Херсона с жалобой, что она отравилась в одном из кафе. Киев разрешение на проверку по жалобе дал только 21 сентября. Еще прошло 3—4 дня, пока нам было дано разрешение на проведение проверки в данном кафе. Еще один пример. В апреле нынешнего года были госпитализированы 7 учащихся ООШ № 53 (всего пострадали 9) с диагнозом острый гастроэнтероколит. Было подозрение, что причиной заболевания стало питание в школьной столовой. Этот случай вызвал ажиотаж, родители написали жалобу, которая была направлена для получения разрешения, но Кабмин нам отказал в проверке.
Стоит отметить, что есть случаи, когда мы не ждем согласований, это при массовых отравлениях, когда проводится эпидемиологическое расследование. В текущем году в инфекционную больницу массово (19 человек) поступили люди с сальмонеллезом. Причина, со слов пострадавших, — продукция производства кулинарного цеха супермаркета «Малина». Разрешение на проверку мы получили только по решению суда — предприниматель был против проверки. Сальмонелла была высеяна как на сырье, так и на оборудовании и готовой продукции цеха. Однако предприниматель продолжает судиться с нашей службой по вопросу правомерности проведенной проверки.
В подобных случаях самое главное — провести расследование, дабы не допустить дальнейшего распространения заболевания, локализовать причину.
— Вернемся к питанию в школьных столовых. Кто обеспечивает его в Херсоне? Насколько можно быть уверенными в том, что туда поступают качественные продукты, тем более, что неприятный прецедент уже был?
— В настоящее время питание во всех школах города обеспечивают 4 предприятия, которым школьные столовые отданы в аренду: ООО «Колос-Плюс 2» — ООШ № 12; ООО «Буфет і Ко» — ООШ № 2, 5, 14, Учебно-воспитательный комплекс № 9, гимназия № 3, Городской лицей искусств; ООО «Світ школяра» — ООШ № 8, 17, 26, 27, 41, 47, 57, гимназия № 1, Лицей журналистики и бизнеса. Наибольшее количество учебных заведений города отдано на обслуживание ООО «Сервис-Грант». Это ООШ № 4, 11, 13, 15, 18, 20, 21, 24, 28, 30, 31, 32, 33, 35, 36, 37, 38, 39, 43, 44, 45, 46, 50, 51, 52, 53, 54, 55, Учебно-воспитательный комплекс № 48, 56 и Физико-технический лицей. Эти предприятия сами закупают продукты, сами их транспортируют и сами готовят. Право на обслуживание школьных столовых предприятия получают в результате ежегодного тендера, который объявляет и проводит городское управление образования, с нами право этих предприятий на обеспечение питания детей в школах никто не согласовывает. Поскольку в действии мораторий на проверку субъектов хозяйствования, эти предприятия не проверялись уже около 4 лет. Да, мы смотрим состояние школ и садов в начале учебного года, когда детей еще нет, учебный процесс не начался, так что мы не можем проконтролировать, скажем, соблюдение гигиены обучения (количество детей в классе, правильность расстановки парт, соответствие нормам освещения), тем более — соблюдение санитарных норм питания в связи с запретом на проверки, под который, к сожалению, попали и учебные учреждения. Учитывая множественные случаи отравления детей по Украине, мы обратились через управление образования к этим предприятиям с просьбой самостоятельно инициировать проверки в соответствии с действующим законодательством с целью обеспечения безопасного питания детей. Мы благодарны предприятиям, которые откликнулись на нашу просьбу. В настоящее время мы начали проверять предприятия, выигравшие тендер, и могу сказать, что нет ни одного, где нет замечаний. У них машин нет, складов нет. Есть еще ряд вопросов. И уже совсем скоро — новый тендер, по результатам которого определятся предприятия, которые будут обеспечивать питание школьников в 2018 году.
Виктория ПОДОЛЬСКАЯ.